Очень опасная провокация: разбор действий эсминца «Дефендер» у берегов Крыма



Очень опасная провокация: разбор действий эсминца «Дефендер» у берегов Крыма

 
Эксклюзивный «геройский» репортаж британского военного обозревателя с борта эсминца Defender из Крыма (именно так, – МК, далее, - самое существенно выделено в тексте) Daily Mail (Великобритания) Марк Никол (Mark Nicol):
 
 

Российские самолеты и корабли начали угрожать британскому эсминцу после того, как он вошел в спорные территориальные воды у берегов Крыма, который Москва незаконно аннексировала у Украины в 2014 году.
Когда российский корабль пограничной охраны открыл огонь, британские моряки лихорадочно натянули огнезащитные костюмы и бронежилеты, опасаясь попаданий снарядов в эсминец. Часовой инцидент стал самой тревожной эскалацией напряженности между Великобританией и Кремлем после отравлений в Солсбери в 2018 году.
Марк Никол стал свидетелем того, как вооруженные силы Путина взяли на прицел британский военный корабль после того, как ситуация в Черном море накалилась до предела. Злой грохот пушечного огня раздается по левому борту HMS Defender, и я приседаю на мостике в своих наспех натянутых огнестойких перчатках и шлеме.

«Стрельбы не было» (как официально заявили первые лица Великобритании). Правда, только в начале. А вот потом …

Нас яростно преследует пара российских судов пограничной охраны, а каждые пару минут русские самолеты с грохотом пролетают над нашими головами. Оглушительный рев сверхзвукового самолета, наполняющий мои уши, — это тревожный, но интересный опыт. И сразу я вижу, как приводится в боевую готовность грозный арсенал ПВО нашего эсминца, состоящий из ракет Sea Viper класса корабль-воздух.

После второй очереди выстрелов вражеской пушки я услышал доклад, предназначенный для капитана корабля, о том, что «две ракеты к бою готовы». На секунду мне становится интересно, что же может произойти дальше. Войны начинались и по гораздо менее значительным поводам.
…Независимо от того, чьи это воды, Королевский флот настаивает на том, что Defender следует международно признанным морским путем.

Как говорится, - «очень интересные свидетельские показания».
Несмотря на то, что сегодняшний морской переход является полностью законным и соответствующим уставам ООН и международными конвенциями о судоходстве…
Британец лжет, и лжет вполне осознанно. К юридическим документам вернемся ниже.

нет никаких сомнений в том, что мы, если использовать популярное выражение, «тыкаем палкой русского медведя»…
«Я подозреваю, что они попытаются выдавить нас с курса», — говорит командир Оуэн.
В соответствии с предсказанием командира Оуэна, два российских корабля береговой охраны фактически образуют заслон с левого борта Defender. Струи серого дыма поднимаются из их труб, когда они ускоряются, пытаясь идти вровень с эсминцем. Командир Оуэн усмехается, указывая на головной корабль пограничной охраны: «Он не может угнаться за нами. Мы его обгоняем».
Кильватерные струи Defender посылают огромные волны к судам береговой охраны, которые буквально врезаются в их корпуса — можно себе представить, какое позорное чувство испытывают русские, которые отчаянно пытаются удержать нас от приближения к крымским водам.
Вопрос скорости будет подробно разобран ниже

… если российская ракета или снаряды вызовут пожар на борту Defender. Теперь, когда я облачился в «огнестойку», такая угроза кажется мне еще более реальной. Русские не шутят, и мы тоже: ничто не собьет Королевский флот с его курса. Предупреждение о возможной авиаатаке на борту Defender повышено до «красного», в то время как другое судно НАТО, которое также работает в Черном море, подозревает, что оно было подвергнуто большим российским военным кораблем «радарному ослеплению», что, вполне вероятно, может явиться преддверием ракетного удара. Теперь отчетливо видна береговая линия Крыма, прибрежные постройки, леса и холмы. Звучат еще более агрессивные предупреждения по радио от русских, а затем вдруг раздается доклад наблюдателей с верхней палубы по левому борту: «Со стороны кормы слышна стрельба!»…
Только русские моряки точно знают, в кого и в каком направлении они стреляли. Но учитывая их раздражение из-за того, что они не смогли заставить Defender изменить курс, мы вполне могли быть вероятной целью, хотя и находились вне траектории полета снаряда.
Уровень угрозы для Defender снижается по мере того, как мы покидаем территориальные воды Крыма, но ближайший к эсминцу полет СУ-24 происходит именно тогда, когда мы возвращаемся в международные воды. Высоко над нашими головами замечен дрон.
Российские самолеты летели с «чистыми крыльями», что означало, что на их внешних подвесках не было ракет.
Королевский флот имел полное право плавания по международно признанному морскому пути. Но мы однозначно ткнули русского медведя палкой, и он огрызнулся в ответ. В следующий раз, когда британский военный корабль войдет в крымские воды, напряжение будет еще выше.
Официоз с российской стороны:
23 июня. В Минобороны РФ сообщили, что российские военные открыли предупредительный огонь по курсу британского эсминца «Дефендер», который вошел в территориальные воды РФ в Черном море в районе мыса Фиолент. Как заявили в военном ведомстве, сначала предупредительную стрельбу открыл пограничный сторожевой корабль, затем самолет Су-24М выполнил предупредительное бомбометание по курсу движения британского корабля. После этого «Дефендер» покинул территориальные воды РФ, отметили в Минобороны.
24 июня было опубликовано видео инцидента с ПСКР БОХР (в т.ч. с стрельбой):


Коротко, корабли готовились к ведению предупредительной стрельбы (с видео БОХР ФСБ):

… если зайдет за границ более чем на 10 каб . выполнить предупредительную стрельбу
 

Однако, предупредительной стрельбы (по курсу) не получилось, «Дефендер», идущий 30 узловым ходом, легко обогнал наши ПСКР (с максимальным ходом 27 узлов), и стрельба выполнялась уже не по курсу нарушителя, а на кормовых его курсовых углах и значительном удалении и в сторону (для исключения случайных попаданий в «Дефендер», например от рикошетов). Однако она была более чем услышана на «Дефендере»…
Первоначальная реакция Лондона была «крайне интересной», - 23 июня, пресс-релиз Минобороны Великобритании:

Никаких выстрелов по кораблю «Дефендер» не было, и мы не признаем, что на пути его следования проводилось бомбометание… Корабль Королевского военно-морского флота мирно проходил через украинские территориальные воды в соответствии с международным правом.
Твиттер Минобороны Великобритании 8:04 утра 23 июня:
По HMS Defender не было произведено никаких предупредительных выстрелов. Мы считаем, что русские проводили артиллерийские учения в Черном море и заранее предупредили морское сообщество об их деятельности. Никакие выстрелы не были направлены в HMS Defender, и мы не признаем утверждения о том, что бомбы были сброшены на ее пути.
Не отставал и офис премьер-министра:

Эсминец британских ВМС не находился в российских территориальных водах и не был обстрелян…Неверно говорить, что по нему (британскому эсминцу) стреляли или что корабль находился в российских водах. Defender шел наиболее прямым и признанным на международном уровне путем между Украиной и Грузией... Британия и другие страны ранее были предупреждены о том, что Россия проводит учебные стрельбы недалеко от района, где проходил Defender».

По потом пошли «эксклюзивная информация» СМИ:


Репортаж корреспондента Би-Би-Си Джонантана Билла с борта «Дефендера».

И это


и интервью с капитаном «Дефендера» Оуэном газете Daily Mail:
За свою 21-летнюю карьеру я впервые так близко подошел к российским кораблям. Я предполагаю, что огонь вел один из кораблей береговой охраны. Мы вели себя уверенно, не вступали в конфронтацию и использовали свое право продолжать мирный проход через международные воды по признанному судоходному маршруту ... Мы находились вне зоны поражения орудий, поскольку шли на скорости 30 узлов, тогда как они - на скорости 21… российские корабли подошли к эсминцу на расстояние 100-200 ярдов (примерно 90-180 метров)…

 

Судоходный маршрут возле Крыма, и экран навигационной системы «Дефендера».
24 июня сделал заявление премьер-министр Великобритании Борис Джонсон:

Британский эсминец Defender, которого Россия обвиняет в нарушении государственных границ у Крыма, действовал законно, так как Великобритания не признает территориальные претензии России на полуостров. Я считаю, что было полностью приемлемо пользоваться международными водами,— «Важно отметить то, что мы не признаем аннексию Крыма Россией. Это украинские воды, и было правильным воспользоваться ими, чтобы добраться из точки А в точку Б.

Как говорится, «пластинка начала меняться», но реально «бахнуло» 25 июня:

The Telegraph: решение о проходе эсминца у Крыма принял Борис Джонсон. Планы о проходе эсминца Defender вблизи берегов Крыма вызвали обсуждение в правительстве Великобритании, сообщил источник The Telegraph в Минобороны. По информации издания, на маршруте настаивал глава оборонного ведомства Бен Уоллес, а глава МИДа Доминик Рааб опасался последствий. Решение было оставлено за премьером Борисом Джонсоном, утверждает собеседник газеты. The Telegraph сообщил, что решение главы правительства было доведено до командования за два дня до инцидента. Господин Рааб якобы опасался, что Россия сможет использовать проход эсминца в свою пользу. Вместе с тем все стороны сочли, что у Великобритании есть право на такой маневр, пишет газета.

С российской стороны необходимо отметить как крайне жесткое заявление МИД:

24 июня. Замглавы МИД России Сергей Рябков: «Мы можем взывать к здравому смыслу, требовать уважения международного права. Если это не помогает, мы можем бомбить не только по курсу, но и по цели, если коллеги не понимают».

На фоне жестких, но взвешенных и аккуратных слов представителя Президента РФ Д.Пескова:

Мы считаем, что британский эсминец совершил провокацию. Более того, мы сожалеем в связи с тем, что это была сознательная провокация, сознательно подготовленная. Мы, безусловно, обеспокоены в связи с подобными действиями британского корабля. Мы считаем подобные действия недопустимыми и несоответствующими международному праву… российские вооруженные силы и далее, в строгом соответствии с международным правом, будут занимать достаточно жесткую позицию в отношении подобных провокаций.

При этом Д.Песков, отвечая на вопрос, может ли Россия относиться после инцидента в Великобритании как к сопернику или врагу, а не как к партнеру, попросил «не делать таких концептуальных выводов»:

Мы действительно сожалеем, что такой инцидент имел место, и мы сожалеем, что он, очевидно, был подготовленным. Но нам не хотелось бы выводить из этого тенденции, и нам не хотелось бы даже предполагать, что такие провокационные действия могут войти в систему

Кто врет вполне ясно. Но «дьявол в деталях».


Юридическая казуистика «мирного прохода»


Федеральный закон РФ N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Статья 11. Мирный проход через территориальное море

1. Проход через территориальное море является мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации.

2. Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море…

Статья 12. Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов

1. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с настоящим Федеральным законом, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

2. В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».


Минобороны РФ с 24 апреля по 31 октября приостановило (и официально уведомило об этом) действие права мирного прохода через территориальное море Российской Федерации для иностранных военных кораблей и других государственных судов в трех районах Черного моря: вытянутого участка акватории вдоль побережья Крыма (примерно от Севастополя до Гурзуфа), прямоугольного района у берегов Керченского полуострова (на траверзе Опукского природного заповедника), а также небольшого участка моря около западной оконечности Крыма. При этом Керченский пролив и подход к нему будет использоваться в прежнем режиме.
Здесь же будет уместно вспомнить Совместное заявление Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки 23 сентября 1989 г., т.е. после нескольких «столкновений» (в прямом и переносном смысле) кораблей ВМФ СССР и США у берегов Крыма:

Единое толкование норм Международного права, регулирующих мирный проход

1. Соответствующие нормы международного права, регулирующие мирный проход судов через территориальное море, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву (Конвенция 1982 года), в частности в Части II, Разделе 3.

2. Все суда, включая военные корабли, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки, в соответствии с международным правом пользуются правом мирного прохода через территориальное море, для которого не требуется ни предварительного уведомления, ни разрешения.

Лицам впечатленным прекрасным «дави его … !» (в ходе «керченского инцидента») и мечтающих о том что бы «перетопить все корабли буржев», только замысливших приблизиться к нашим берегам, стоит узнать и осознать что правом мирного прохода в территориальных водах пользуются не только корабли «разлагающегося запада» но и ВМФ России. Например, проход в самом узком месте Ла-Манша происходит в территориальных водах Франции или Великобритании.
Здесь стоит напомнить о таком принципе внешней политики как «принцип взаимности». И когда нас начинают приветствовать откровенное «воздушное хулиганство» некоторых наших «соколов» (облить топливом, «столкнуть с эшелона» и т.д.) не стоит забывать и то, что воздушную разведку ведут не только самолеты США и НАТО у наших террвод, но и наши разведчики.
Возвращаясь к морю, стоит отметить, что подписание в начале 70-х гг. соглашения между СССР и США по предотвращению инцидентов на море предшествовала целая серия «военно-морских геройств на грани пиратства» (причем с обеих сторон).
Нельзя сказать что это соглашение полностью решило проблему (например, очень серьезное обострение было в середине 80-х гг., особенно на ТОФ), но в значительной мере разрядило обстановку и снизило накал противостояния и вероятность возникновения «вспышки военного конфликта».
Это с США, а вот с другими странами было «несколько иначе» … Те же корабли Великобритании нередко имели в ВМФ СССР «шлейф» весьма матерных характеристик за откровенно хулиганское поведением в море (на грани подлого, - например намеренного опасного маневрирования во время групповой дозаправки наших кораблей на ходу от танкера). Автору этой статьи приходилось слышать весьма «сочные характеристики», например по эсминцу «Глазго», сопровождавшего королевскую яхту «Британия» во время визита в Санкт-Петербург в 1994 году от нескольких своих преподавателей ВВМУ им. Фрунзе, имевших возможность «плотно взаимодействовать» с ним в море.
Некоторые могут сказать, мол то что приведено выше это «внтрироссийские документы». Да, но они написаны на основе международных нормативных актов, в первую очередь Конвенции ООН по морскому праву:

Статья 17 Право мирного прохода …

Статья 18 Понятие прохода

1. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

a) пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

b) пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.

Статья 19 Понятие мирного прохода

1. Проход является мирным, если только не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства….

2. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

b) – любые маневры или учения с оружием любого вида

с) – любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства

d) - любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

Суть провокации


Очевидно, что проход эсминца «Дефендер» ни в коей мере не являлся «мирным», - ни по духу ни по букве Конвенции по морском праву.
Первое, - сам проход был частью военных учений «Си Бриз», очевидно направленных против РФ.
Второе, - эсминец «Дефендер» при проходе вел разведку всеми имевшимися средствами (например, РЛС дальнего воздушного обнаружения S1850M).


Третье, - про пропаганду и «информационную войну» исчерпывающе рассказали сами журналисты с борта «Дефендера».
Собственно наиболее профессиональный и четкий комментарий был сделан, по-военному коротко и четко, еще про предшествующему инциденту с английским эсминцем «Дрэгон» Начальником Генерального штаба ВС РФ генералом армии В.Герасимовым (23 июня 2021 г. на IX Московской конференции по международной безопасности, ссылка):
13 октября прошлого года (2020) эсминец УРО «Дрэгон» ВМС Великобритании, совершая переход с включенными на излучение радиолокационными станциями управления оружием и обнаружения воздушных целей, нарушил право мирного прохода через территориальное море Российской Федерации в 22 км западнее Севастополя.
Здесь возникает вопрос, - выключают ли РЛС (обнаружения воздушных целей) корабли ВМФ РФ при таком проходе?
Ответ есть, например проход фрегатом «Адмирал Григорович» Босфора:


Все ясно, понятно, наглядно. Но, - «есть нюансы» (он их ниже).
На что рассчитывали организаторы провокации?

И вот тут нас поджидает самое интересное.

Политические аспекты

 

По ситуации «на сегодня», и после «очередной смены пластинок», ситуация с британской стороны выглядит как «поспорили МИД и Мионобороны», и «мудрый Борис Джонсон принял премьерское решение» (поддержав Минобороны и санкционировав эту провокацию). Только вот … а это точно было так? Не смотря на всю свою эпатажность, Б.Джонсон очень умный, опытный и расчетливый политик, и настолько опасные (и сомнительные по смыслу) политические авантюры, мягко говоря, не являются его амплуа. К этому можно добавить откровенную растерянность офиса премьер-министра и Минобороны сразу после инцидента…
Они получается что, были не готовы к этим событиям? Но ведь они же их спланировали! Или нет?


Стоит обратить внимание, что действия ВМС США (в последние годы) гораздо более соответствуют международному морскому праву, даже с учетом его неоднозначного и спорного толкования в свою пользу. Образно говоря, американцы ходят «по краю» но если и переходят его, то делают это максимально аккуратно. С мнением о том, что для пересечения границы тервод РФ по «западному» ее «толкованию», тем же ПЛА ВМС США требуется санкция президента, автор согласен в т.ч. на основании личного опыта, - контактов и наблюдения за ПЛА ВМС США в «спорной зоне», где, однако, она четко отворачивала перед границей тервод РФ признанных Госдепом США.


В случае же с «Дефендером» имеем не «проход по краю», а четкую провокацию, с осознанным и ясным нарушением международного права - Конвенции ООН (которое уже несколько дней спустя пытались неуклюже прикрыть заявлениями о непризнании Крыма Российским), и более того, корабль отправлялся в терводы противника (именно так!), с которым нет боевых действий, но в готовности к применению оружия по кораблям и самолетам ВМФ РФ.
Daily Mail, Марк Никол:

После второй очереди выстрелов вражеской пушки я услышал доклад, предназначенный для капитана корабля, о том, что «две ракеты к бою готовы». На секунду мне становится интересно, что же может произойти дальше. Войны начинались и по гораздо менее значительным поводам.


И это означает не «всего 2 ракеты» готовы, «Дефендер» шел в наших терводах по готовности №1 (и соответственно все оружие было готово к бою), фраза Марка Никола по своему смыслу означает для этих двух ЗУР «товсь выполнено залп разрешен». Осталось только нажать кнопку пуска. Напомню что в данный момент инцидента противниками «Дефендера» были как раз два ПСКР БОХР (наши самолеты, по признанию самих англичан были без подвесок бомб или ракет).
Т.е. замах этой провокации был явно не на то что бы исключить переговоры с Путиным В.В. в формате Евросоюза (инициаторами чего выступили Меркель и Макрон), а много дальше.


Существует мнение, что при повышении военной готовности, накал противостояния двух сторон конфликта даже «вспыхнувшая спичка» может привести к «больному пожару». Это не так, - ибо с обострением обстановки и накалом противостояния очень четко начинают работать каналы управления, информации и принятия решений. Коротко – даже если при этом «случайно вспыхнет», - сразу «погасят».


Гораздо опаснее другой вариант, когда «вдруг вспыхнет» там, где возможность принятия быстрых управленческих решений для деэскалации слаба или ограничена. И в этих условиях «случайная вспышка» вполне может разгореться до «большого пожара».
Долетевшие до «Дефендера» осколки авиабомб, рикошеты снарядов, после чего пара ракет с него наносит тяжелые повреждения ПСКР. Что дальше? Удар берегового «Бастиона» (после которого от «Дефендера» осталось бы несколько спасательных плотиков на поверхности)?


Подчеркну, откровенно провокационными и преступными действиями британской стороны ситуация была на грани реального взаимного применения оружия на поражение, и по сути «большого военного конфликта». Наши корабли БОХР специально стреляли в сторону. У британцев для двух ЗУР (они способны поражать и надводные цели) было решенная стрельбовая задача по нашим ПСКР и они были готовы по ним стрелять.


Поставим вопрос иначе – допустим The Telegraph права, и это действительно было решение Джонсона? Но вот делать «товсь» по ракетам, – это тоже «решение Джонсона»?


С немалой степенью вероятности - нет. И этому начинают появляться подтверждения.


27 июня на сайте «БиБиСи» появился этот текст (англ.), его суть кратко в следующем. Некий гражданин (или гражданка) рылся в куче мусора за неназванной автобусной остановкой, и случайно нашёл там пачку секретных документов, посвящённых, помимо других военных вопросов (тот же Афганистан), предстоящему вояжу «Дефендера». Данный гражданин, не долго думая, обратился не в полицию и не в контрразведку, а сразу на «БиБиСи». Назвать имя доброго самаритянина корпорация отказывается.
Интересно тут совсем другое.
Согласно этим документам, «Дефендер» должен был выполнить именно настоящий мирный проход - даже ствол орудия должен был быть зачехлён. И именно в этом было распоряжение Джонсона.
Но командир корабля Винсент Оуэн сделал совсем другое.
Тогда кто был инициатором и движущей силой этой сознательной провокации? Кто разрабатывал и утверждал боевое распоряжение для капитана «Дефендера» (в его самостоятельную инициативу открыть практически «третью мировую», мягко говоря, не верится).
Тут стоит привести британского анонима с одного околовоенного американского ресурса. Итак, внимание, точка зрения рядового «лайми» на инцидент - оригинальный текст:

In the UK in the last few days we've had the Health Secretary exposed in a torrid affair with one of his aides. The proof against him was via concealed CCTV images taken inside the UK cabinet office. So obviously the source is the UK intelligence services, however the source is not mentioned in the UK media.

Now a couple of days later, we have embarassing MOD documents supposedly found by a anonymous person at a bus stop and handed, not to the Police or any government official, but to the BBC. The BBC a news organization guaranteed to follow the right line. Obviously someone in the MOD/Intelligence services is not happy with the Johnson government.

Expect in the next few days, the intelligence services to blame Russia for hacking the CCTV system and also produce camera footage of 2 suspicious' Russian looking guys hanging around the bus stop.

Перевод:

В Соединенном королевстве за последние несколько дней мы изобличили министра здравоохранения в том, что у него жаркий роман с одним из его помощников. Доказательством против него послужили скрытые изображения с камер видеонаблюдения, сделанные в здании правительства Великобритании. Очевидно, что источником являются британские спецслужбы, однако источник не упоминается в британских СМИ.

Теперь, пару дней спустя, у нас есть смущающие документы Министерства обороны, предположительно найденные анонимом на автобусной остановке и переданные не в полицию или какое-либо правительственное должностное лицо, а в Би-Би-Си. Би-би-си, новостная организация, гарантированно следует правильной линии. Очевидно, что кто-то из Министерства обороны и разведки недоволен правительством Джонсона.

Ожидается, что в ближайшие несколько дней спецслужбы обвинят Россию во взломе системы видеонаблюдения, а также снимут с камеры двух подозрительных парней "выглядящих как русские", слоняющихся вокруг автобусной остановки.

 

Может ли кто-то настолько хотеть "копнуть под Джонсона", чтобы попытаться спровоцировать ни больше, ни меньше, чем военный конфликт Великобритании и России?


Собственно уже даже последняя, по сути «шоковая» реакция даже британских СМИ и официальных лиц, показала что осознание на краю чего оказались участники инцидента пришло …


Очень опасная провокация: разбор действий эсминца «Дефендер» у берегов Крыма

Начальник британского штаба обороны Николас Картер признал, что инцидент с эсминцем в Чёрном море, который нарушил российскую границу, мог породить риск «необоснованной эскалации» и привести к тяжёлым последствиям, приводит его слова The Telegraph:

То, из-за чего я не сплю по ночам, — это возможный просчёт, к которому приводит неуместная эскалация.

Технические аспекты - скорость


Главная техническая ставка «Дефендера» была на скорость. И она полностью оправдала себя на деле.
Смотрим ролик ФСБ:

Если зайдет за границу более 10 каб. Выполнить предупредительную стрельбу!


Но предупредительной не получилось … Еще раз интервью с капитаном «Дефендера» Оуэном газете Daily Mail:

Мы находились вне зоны поражения орудий, поскольку шли на скорости 30 узлов, тогда как они - на скорости 21…

Марк Никол Daily Mail:

В соответствии с предсказанием командира Оуэна, два российских корабля береговой охраны фактически образуют заслон с левого борта Defender. Струи серого дыма поднимаются из их труб, когда они ускоряются, пытаясь идти вровень с эсминцем. Командир Оуэн усмехается, указывая на головной корабль пограничной охраны: «Он не может угнаться за нами. Мы его обгоняем».
Кильватерные струи Defender посылают огромные волны к судам береговой охраны, которые буквально врезаются в их корпуса — можно себе представить, какое позорное чувство испытывают русские, которые отчаянно пытаются удержать нас от приближения к крымским водам.

Однако с нашей стороны был еще один участник инцидента – новейший патрульный корабль «Павел Державин»


фото МО РФ

Который, по заявлению ДИМК:

18 февраля 2016 г. на Зеленодольском судостроительном заводе имени А.М. Горького состоится закладка третьего по счету (второго серийного) патрульного корабля проекта 22160 для Военно-Морского Флота (ВМФ) России. Приказом главнокомандующего ВМФ кораблю присвоено наименование «Павел Державин» …до 2020 г. для ВМФ России будет построено 6 патрульных кораблей проекта 22160, которые войдут в состав ЧФ.
Патрульные корабли проекта 22160 предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, а в случае военных действий – для обеспечения устойчивости сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования. Они также должны выполнять задачи эскортной, антипиратской деятельности и отдельные поисково-спасательные функции. Автономность плавания кораблей этого проекта составляет 60 суток.

Патрульные корабли проекта 22160 способны развивать скорость до 30 узлов, имеют водоизмещение около 1300 тонн, экипаж – 80 человек.
Для эффективного выполнения задач по предназначению корабль имеет на вооружении 57-мм артиллерийскую установку, зенитно-ракетный комплекс и пулемёты, предусмотрена возможность базирования вертолета Ка-27ПС. Он оснащен самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения. Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

Про аферу с строительством этих бестолковых «патрульных кораблей» писалось уже неоднократно. Никаких обещанных 30, 27 узлов там нет, корабли «налегке» (без всех положенных нагрузок) еле дают 22 узла (имея при этом крайне слабое вооружение и большие ограничения по его применению на волнении).
Из статьи «СКШУ «Кавказ-2020», или Черноморский разгром российского флота»

Департамент Конашенкова: «В рамках стратегического командно-штабного учения (СКШУ) «Кавказ-2020» корабли Черноморского флота (ЧФ) блокировали условные морские каналы снабжения незаконных вооруженных формирований международных террористических организаций на Черноморском побережье Краснодарского края. В ходе данного этапа учения экипажи патрульных кораблей «Павел Державин» и «Дмитрий Рогачёв» совместно с экипажами противодиверсионных катеров отработали взаимодействие по поиску и тотальному уничтожению надводных средств противника, пытающихся доставить боеприпасы и продовольствие на берег для террористов».

«Тотальное уничтожение» — это, наверное, хорошо. Только вот неплохо иметь возможность его сделать в реальности. Особенно когда скорости большого количества катеров (потенциальных нарушителей) значительно превосходят скорости и противодесантных катеров, и патрульных кораблей… Бронированная лодка ДШЛ имеет очень серьезные ограничения по мореходности, и на собственном ходу (скорости), и по возможности приема на слип патрульного корабля. Вертолет? Да, это возможно. Если хорошая погода. А дальше у патрульных кораблей начинаются ограничения и по нему (из-за малого водоизмещения и множества задач разместить успокоители качки на них не удалось).

Как говорится «все все знали». И вот инцидент с «Дефендером» сполна показал всю бестолковость проекта 22160 (напомню, что затраты на их серию составили почти 40 млрд.руб): скорости нет, применения вертолета на практике нет, якобы скоростную ДШЛ применить в реальных условиях нельзя и т.д.

Кстати, спасибо ВВС, в ее видеоряде есть очень интересные кадры. Например, альбома кораблей ЧФ, открытом на развороте устаревшего и списанного в прошлом году СКР «Сметливый». Да старого. Но газотурбинного и скоростного.


Увы, но единственным нашим кораблем на Черном море, способном оказать эффективное противодействие «Дефендеру» был только фрегат «Адмирал Григорович». Однако его … не было (и это вызывает очень серьезные вопросы к ВМФ РФ).
Вообще крайне серьезные вопросы вызывает оперативное планирование применения сил ЧФ Генштабом, - в условиях проведения масштабного учения «СиБриз-21» с очевидно антироссийской направленностью, наличия больного количества кораблей НАТО в Черном море, главные силы ЧФ (ракетный крейсер «Москва» и фрегаты «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен») находятся в Средиземном море. А что если бы имела место одновременная провокация с участием нескольких кораблей в разных местах в районе Крыма?

Технические аспекты – радиотехнические средства


Как уже было указано выше, крайне важным вопросом является обнаружение и документирование действий корабля (судна) использующего право свободного прохода для запрещенной (например разведывательной) деятельности.
В данном инциденте нарушения были видны сразу и однозначно попадали под запрещенную во время мирного прохода деятельность, – работа РЛС дальнего воздушного обнаружения.

Однако, для современных радиоэлектронных средств далеко не всегда имеются внешние признаки ведения разведки (например станциями радио и радиотехнической разведки или работы многоцелевых РЛС с неподвижными ФАР). Соответственно необходимо оснащение противодействующих им кораблей ВМФ и БОХР специальными средствами, позволяющими обнаруживать и документировать такие действия для их пресечения (например, работа пассивных средств радио и радиотехнической разведки вполне обнаруживается спецсредствами на малом расстоянии).

Отдельный вопрос гидроакустика. С вероятностью «четыре девятки» «Дефендер» шел с работающим ГАК. Однако наши ПСКР БОХР, еще с середины 90-х гг., под абсолютно надуманным предлогом («все что под водой – «епархия» флота»), но увы, внесенным в нормативные документы) лишились гидроакустики. ВМФ? В районе находился ПК «Павел Державин». Однако вместо нормальной гидроакустики у него был только ее «огрызок» - высокочастотный гидролокатор «Ариадна» (с характеристиками на уровне рыбопоискового на сейнерах), в принципе неспособный решать такие задачи.

Да, ГАК «Платина-М» фрегата «Адмирал Григорович» в режиме ОГС (обнаружения гидроакустических сигналов) позволил бы обнаружить активную работу ГАК «Дефендера», но «Григоровича» в районе инцидента не было …

Технические аспекты - средства поражения


По первоначальному заявлению МО РФ нарушение границы было пресечено применением ФАБ-250 с Су-24М после стрельбы ПСКР БОХР, но в последующем оно было скорректировано до «после предупредительных выстрелов сторожевого корабля».

Вообще, что данный инцидент сполна продемонстрировал – роль морской авиации (длительное время являющейся «падчерицей» ВМФ, - стоит только сравнить налет летчиков морской авиации и ВКС). После позорного фиаско «Петра Державина» морская авиация спасала честь флота.


Но здесь возникает вопрос, – а применение ФАБ-250 вообще было?!?! Британцами все пролеты отмечены как «без средств поражения на подвесках».

Очевидно, что применение (и даже просто наличие на самолетах) ФАБ-250 не могло остаться незамеченными.
А, кстати, почему ФАБ-250? Ибо для такой работы применяются совсем другие авиабомбы – П50, которые реально можно очень наглядно положить прямо перед нарушителем не боясь разлета осколков (а у ФАБ-250 они разлетаются почти на километр!).

Соответственно, скорее всего, бомбы были сброшены слишком далеко от «Дефендера», либо их вообще не сбрасывали …

Информационные аспекты дела

Про то что все произошедшее является частью информационной войны ясно и недвусмысленно было сказано с английской стороны репортерами находившимися на «Дефендере».
скачать dle 10.3фильмы бесплатно

 
Добавить комментарий