Как правильно поставить вопрос о территориальной обороне в России?



Как правильно поставить вопрос о территориальной обороне в России?

Сколько времени существует государство, столько стоит вопрос об обороне приграничных территорий. Каких только решений этого вопроса не предлагалось! От военных поселений до казачьих станиц. От оборудованных рубежей обороны до кадрированных частей армии. Проблема была, есть и будет. Причем это касается не только России, все эти проблемы действительны для любого государства, территория которого больше территории среднестатистической области России.

Как правильно поставить вопрос о территориальной обороне в России?

Исключением из общего правила мы не стали. Есть государство. Есть границы. А значит, и проблема есть. Регионы, где нет пограничных территорий, вполне справляются с мобилизационным планом. "Партизаны" послушно едут "на сборы" в воинские части. Исправно пьют водку. Иногда занимаются боевой подготовкой или вождением боевых машин. Что с них взять… Партизаны.
 
 
Уже несколько лет наше министерство обороны пытается сформировать части территориальной обороны. И вот, случилось. В Севастополе сформирована 47 дивизия ТО! Не обольщайтесь, 47-я — это просто название. На самом деле дивизия первая. И единственная. Дивизия создана на территории Крыма и включает в себя крымских "партизан" и совсем немного "пришлых". По идее, в опасный период все эти "партизаны" дружно выйдут на защиту границ.

Конечно, никто не погонит дивизию на передовую. Их задача — охрана объектов Крыма. Охрана и оборона. А потому, стрелковое оружие и минометы — вот и весь комплект вооружений. В случае необходимости, резервисты будут участвовать в антитеррористических операциях и ликвидации стихийных бедствий. Сразу вспоминается знаменитый американский фильм "Рембо". Как раз там и показана суть территориальной обороны. «Национальной гвардии», если по-американски».

Понятно, что некоторые из читателей сейчас горестно вздохнут. Зачем опять огород городить, когда в СССР существовала вполне работоспособная мобилизационная система. "Партизаны" вливались в уже существующие части и соединения. Происходило развертывание этих частей до штатов военного времени. А задачи они выполняли затем точно такие же.

Вспомните ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Вспомните первые три-четыре месяца афганской войны. Призванные из запаса солдаты, сержанты и офицеры с честью выполнили задачу, иногда ценой своей жизни. Я вспоминаю деда водителя из одного из районов Сурхандарьинской области УзССР. Он лихо крутил баранку почти новенького ЗиЛ-131. А на вопрос об Афганистане всегда отвечал: "Три месяца я там был. Сразу после того, как исполнилось 63 года". Оказалось, что, кроме людей, военкоматы призывали ещё и технику. Естественно, ЗиЛ-131 под призыв попадал. Новый, о котором этот дед мечтал годы. Так и попал в первую волну советских войск на новом ЗиЛе. И вернулся на нем же.

Если принять советскую систему за основу, то мы теряем одну из основных функций территориальной обороны. Охрану! Любая воинская часть на время особого периода имеет определенные задачи. И задачи эти не всегда выполняются в регионе нахождения. Более того, часто части выходят в районы сосредоточения.

Современный город — это сосредоточие множества опасных объектов и производств. Системы водоснабжения, склады, хладокомбинаты, бензозаправки, системы газоснабжения. Список можно продолжать бесконечно. Но все эти объекты являются желанной целью диверсантов и их пособников. Лишить современный мегаполис электричества будет означать почти полный коллапс. Мне вспоминается давняя история в Москве. Когда внезапно отключилось электричество в восточных и юго-восточных районах. Москва встала. Не говорю о жилых домах, предприятиях, больницах. Достаточно было того, что прекратили работу светофоры. Не работает транспорт. Не работает главная московская транспортная артерия — метро. Нет связи. Телефоны не работают. Никакие. Коллапс.

Необходимость таких подразделений очевидна. Только вот как этого достичь?

Третий год в ходе различных учений мы видим попытки быстрого формирования таких частей. В 2014 году даже получилось. Тогда в ходе командно-штабных учений "Восток-2014" в Хабаровском крае развернули батальон из 350 человек. И даже передислоцировали его на Камчатку. 

А вот уже на следующий год на командно-штабных учениях "Центр-2015" в Самарской области была попытка сформировать дивизию ТО. Правда громкое название прятало в себе всего полторы тысячи личного состава. А реально явились к месту службы чуть более 600.

Кстати, эти учения выявили ещё одну проблему. Как оказалось, "оборонцы" совершенно разучились самостоятельно обустраиваться. Без помощи военнослужащих регулярной армии они этого сделать не сумели.

Возможно ли сегодня создать полноценные части ТО в кратчайший период? Как заставить людей отказываться от приобретенных благ цивилизации на какое-то время по собственной воле? Ведь в ТО необходимы не только солдаты, но и офицеры. А в большинстве своем это люди, занимающие определенные должности, несущие ответственность за определенные участки работы, да и вполне обеспеченные.

Либо не вполне обеспеченные, но, тем не менее, радеющие за свой доход. И, кстати, у работодателя сегодня тоже придется спрашивать, согласен ли он, чтобы его работник был участником подразделения ТО. 

Прошу прощения, но реалии сегодняшнего дня таковы, что для сдачи сессии на заочном обучении людям зачастую приходится либо отпуск брать, либо «без содержания» писать. За редчайшим исключением проблемы повышения квалификации и образования — это проблемы и геморрой исключительно работника. Работодателю на это дважды пофигу.

Практика показывает по аналогии, что, кроме солдат и офицеров ТО, в этом не меньше их должны быть заинтересованы и те, от кого зависит материальное благосостояние этих бойцов. И вот здесь возможны проблемы государственного плана.

В советское время мы использовали старый армейский принцип: "Не можешь — научим, не хочешь — заставим". Хорошее, могучее слово — надо! А те, кто этого не понимал, знакомились с ближайшей прокуратурой. Но в то время это было позволительно. Мобилизационный ресурс был достаточен. Чего не скажешь о настоящем времени.

Если уж мы декларируем капитализм, то и подход к формированию территориальной обороны должен быть таким же. Солдат и офицер этих сил должен иметь существенные льготы! И материальные, и на перспективу.

И здесь сразу же рисуются проблемы, которые обойти вряд ли получится.

Так как сборы в таких частях должны проводиться ежегодно, то необходимо официально установить оплату этих сборов. Не какие-то мифические "средние зарплаты по региону" или "ежедневные оплаты труда", а конкретные суммы. Такие, чтобы "партизан" перестал чувствовать себя партизаном. А почувствовал солдатом и офицером реальной части.

Но проблему качественного подбора личного состава никто не отменит. Хороший специалист, нормально устроенные на месте, вряд ли станет рисковать своим местом в пользу этих сборов. Здесь даже речь идет не о специалисте, а об его работодателе.

Кому, скажите, в мире наших капиталистических отношений придется по вкусу перспектива месячного отсутствия ключевого спеца? Простите, отпуск месячный в наше время редкость, работодатели предпочитают выдавать кусками.

То, как будут решать проблему, пока не ясно.

Далее, в частях ТО надо отойти от армейской системы ВУСов. Для регулярной армии она необходима. А вот для территориалов вредна. Руководитель службы охраны крупного предприятия, имеющий армейский, полученный 20 лет назад ВУС стрелка, гораздо компетентнее, чем сержант с ВУС командира отделения того же "выпуска". 

Тем более, что сегодня крайне редко встретишь человека, который работает в сфере, хоть чем-то напоминающей его армейскую службу. Необходимо назначать офицеров в соответствии с той должностью, которую он занимает на "гражданке". Специалистов, которые не имеют офицерского звания, можно пропустить через курсы по подготовке младших лейтенантов. Если конечно есть базовое высшее или среднее специальное образование.

Понимая, что разница в доходах сегодня достаточно существенная, а значит, невозможно компенсировать полностью потери "территориала" в обязательном порядке, необходимо ввести льготы в пенсионном обеспечении. Пусть год-два, пять. Но пенсионный возраст для таких солдат должен быть снижен. Опять же, при условии нахождения на службе определенный срок. Пусть это будет 15-20 лет.

Сегодня в документах МО РФ появилась новая аббревиатура — ОР. Организационный резерв. То есть те солдаты и офицеры запаса, которые при объявлении мобилизации будут становым хребтом подразделения, части. Эти солдаты четко знают не только свою части или подразделение, но и регулярно проходят слаживание, знают своих командиров и начальников, подчиненных.

Такой эксперимент уже начат в прошлом году. "Запасники" заключают в МО специальный контракт, согласно которому они периодически проходят сборы в воинской части, осваивают новую технику, новые виды вооружения. Но не безвозмездно. Министерство обороны ежемесячно доплачивает таким бойцам от 5 до 8 тысяч рублей. Вне зависимости от того, где боец находится. В армейской палатке или дома на диване хоккей смотрит.

Более того, разработана целая система управления таким резервом. Но говорить сегодня о её внедрении рано. Причина банальна. Недостаток финансирования. Проще говоря, денег нет и не будет в ближайшее время. Значит, все-таки необходимо исходить из имеющихся возможностей. Тех, о которых я писал выше.

И последний момент, на который хотелось бы обратить внимание читателей. Из кого комплектовать части ТО? Кто может войти в организационное ядро?

Сегодня достаточно много молодых офицеров запаса из числа выпускников ввузов и вузов, которые вполне подойдут по состоянию здоровья и моральным качествам для службы в ТО. Кроме этого, воинские части ежегодно увольняют в запас множество вполне подготовленных солдат и сержантов. Вот среда, из которой можно набрать не одну дивизию. В любом регионе России.

Необходима работа именно с этими людьми. Военкоматы должны активно вербовать их на службу. Предлагать контракты. Пусть не длительные. Три-пять лет. Но и этого будет достаточно для "раскрутки" предлагаемой МО системы территориальной обороны.

Честно сказать, у меня огромные сомнения в достоверности победных рапортов о создании 47 дивизии ТО. Даже тот патриотизм, который зашкаливает на полуострове, не может обеспечить потребности такой дивизии. Соединение, даже ТО, требует огромной структуры по обеспечению его деятельности. Как я понимаю, это пилотный проект. Образец, на котором будут "обкатывать" предложения и инновации. 

Однако, для создания этой дивизии пришлось набирать личный состав в Воронежской, Ростовской областях и Краснодарском крае. И на первый сбор дивизии личный состав из этих областей убывал на самолетах. Роскошно в плане затрат, но видимо, другого варианта не было.

Патриотизм крымчан — это здорово, но уровень подготовки в ВСУ разительно отличается от уровня подготовки ВС РФ. Пришлось «буторить» более-менее подготовленными кадрами.

Для обеспечения мероприятий обороны в военный период миллионному мегаполису достаточно 15-25 тысяч солдат территориальной обороны. Таким образом, на округ приходится примерно 100-150 тысяч. Не такие уж огромные цифры. А для всей России и вообще мизерные — от 400 до 600 тысяч человек. Примерно так оценивают необходимую и достаточную численность специалисты. А вот в денежном отношении минимальная сумма выглядит не так оптимистично. Сумма высвечивается с десятком нулей...

Сама по себе идея создания войск территориальной обороны вроде бы полезна. На случай реальных боевых действий и возможных диверсий. Однако вопросы комплектования, организации, снабжения, устройства и финансирования ставят эту идею под сомнение.

Да, штабы войск ТО уже созданы. Генералы-командиры уже сидят на своих местах со всеми вытекающими последствиями. Есть сведения, что уже есть план создания и развития частей ТО, и даже назначены командиры этих частей. Дело за малым: набрать личный состав, обеспечить вооружением и техникой и начать собственно то, ради чего все затевалось. То есть, подготовку личного состава.

Однако есть определенные сомнения в результатах этого эксперимента. 

Вроде бы подразделения территориальной обороны необходимы. Именно для охраны и обороны важных объектов в условиях, когда части регулярной армии будут заняты своим прямым делом. Но важные объекты и так охраняются, даже в мирное время. Усиление? Хорошо. Принимаем. Даже оставив за кадром, что «в случае чего» территориалам придется иметь дело со специально обученным и подготовленным противником.

Но в любом случае, функционирование таких частей не заканчивается назначением командира. Должен быть штат ответственных за оружие, боеприпасы, технику, продовольствие, медикаменты и прочее. То есть снова увеличение штатов, которые будут требовать чего? Правильно, зарплаты. И все остальное, что связано с «тяготами и лишениями воинской службы».

Сомнительно как-то, что 11 месяцев в году часть будет стоять закрытой, и только на время сборов распахивать объятия для резервистов. Значит, нужны складские службы, финансовая часть, охрана всего имущества и так далее.

Возникает вопрос: откуда деньги? 

И возникает он не на пустом месте, а исключительно от наблюдений за изменением цен в стране в целом и отдельных регионах в частности. И изменения не в сторону снижения. Плюс все последние заявления из правительства о кризисе, дефиците бюджета, требования о увеличении налогов и прочие удовольствия.

Короче, денег нет, но вы там держитесь. 

Мы-то там держимся. Тут без вопросов. Вопросы только в сторону «как долго». И в этом ракурсе развлекушки с «Росгвардией» выглядят как-то странновато. Никто же не озвучил, в какие цифры это все нам обойдется. А обойдется именно нам. Но — держимся.

Полицейских и прочих из МВД 160 тысяч убрали, в другие места перевели, в другую форму, видимо, переоденут. Ладно, держимся. Надо — значит надо.

Теперь МГБ будут делать из всех подряд — ФСБ, ФСО, ФСКН и прочих. Наверное, тоже полезно. КГБ как-то справлялся в старые добрые времена. Тоже пока не обсуждаем.

Территориальная оборона. И тоже вроде бы вещь не вредная как минимум. Соседи, даже из наших союзников, эту проблему решают уже не годы, десятилетия...

Но ощущение немного странное. То ли мы воевать с кем-то серьезно планируем, то ли просто деньги девать некуда.

Автор: Александр Ставер, Роман Скоморохов
скачать dle 10.3фильмы бесплатно